Уже его название озадачивает: в логике камерной традиции автор мог бы назвать такую работу секстетом или, напротив, создать полноценный концерт, заменив квартет оркестром. Однако Шоссон пошел по пути сочетания разных жанров: проникновенность и тонкую выделку камерной музыки он соединил с концертным масштабом и виртуозностью.
Эрнест Шоссон был единственным сыном состоятельного предпринимателя — его отец занимался строительством, и грандиозная реконструкция Парижа бароном Османом принесла ему удачу. По настоянию семьи юноша получил образование в области права, уже взрослым посвятив себя музыке.
Шоссон был крайне самокритичен и работал мучительно медленно, что сделало его наследие скромным по объему, но совершенным и выверенным по содержанию. Красочность и меланхоличность, чувственность и экспрессивность его языка говорят о влиянии Сезара Франка. Вместе с тем Шоссона в большей степени, чем его великого бельгийского наставника, отличала черта, типичная для французской музыки: élégance — изящество, изысканность и приятность.
Концерт сочинялся между 1889 и 1891 годами. По-своему он предвосхищает интерес французских мастеров начала ХХ века к барокко. В сущности, солистов здесь двое, как нередко бывало в старинных концертах (причем фортепианная партия столь сложна, что ставит серьезные задачи перед самым высококлассным пианистом; в легендарной записи 1931 года солистами выступили Жак Тибо и Альфред Корто — возможно, самый значимый камерный дуэт в истории французской музыки). А прелестная вторая часть, которую современник Шоссона сравнил с цветущим садом, носит название «Сицилиана», напоминая о старинном пасторальном танце.
14 апреля концерт Шоссона прозвучит в исполнении Вадима Репина, Вадима Руденко и Квартета имени Бородина в рамках XII Транссибирского Арт-фестиваля.
Билеты:
Шоссон. Концерт для скрипки, фортепиано и струнного квартета. Сицилиана
Вадим Репин, скрипка
Денис Кожухин, фортепиано
Модильяни-квартет
Буду в зале слушать
✍☕